на главную | карта сайта | контакты | українською
 на главную > юридические статьи > Организация и органы финансового контроля. Часть 1.  
 
  Признание и допуск к принудительному исполнению решений иностранных судов, на территории Украины, России, Казахстана (экзекватура, легализация)
   
  Обжалование в Европейском суде по правам человека
   
  Юридическая проверка контрагентов по России, Украине, Казахстану
   
  Услуги для физических и юридических лиц, резидентов России
   
  Защита интересов в суде
   
  Юридические услуги на территории России
   
  Наследование
   
  Досудебное урегулирование споров
   
  Исполнительное производство
   
  Услуги арбитражного управляющего
   
  Защита прав потребителей
   
  Составление и сопровождение договоров
   
  Сопровождение кредитных отношений
   
  Регистрация юридических лиц и СПД
   
  Защита интересов страхователя при наступлении страховых случаев
   
  Обжалование штрафных санкций ГАИ
   
  Межконфессиональные споры
   
  Семейный юрист
   
  Юридическое сопровождение брачно-семейных отношений
   


    • Государственные органы
    • Реквизиты судов
    • Хозяйственные суды
       Украины
 
Партнеры:

РУБРИКИ СТАТЕЙ
• Финансовая деятельность государства
• Предмет, метод и система финансового права
• Правовые основы финансового контроля в Украине
• Государственный бюджет Украины и бюджетное право
• Бюджетный процесс в Украине и его участники
• Налоговое право
• Аграрне право України
• Правовые основы государственного кредита
• Правовые основы страхования
• Правовое регулирование государственных расходов в Украине
• Правовые основы банковской деятельности в Украине
• Господарське право України
• Безпека бізнесу
• Земельне право
• Разное
• Банківське право України
• Громадські об’єднання в Україні
• Інтелектуальна власність
 
Партнеры:

 6 ноября 2011
 Правовые основы финансового контроля в Украине

Организация и органы финансового контроля. Часть 1.

Часть 1

Органами финансового контроля называют органы, специально создаваемые для осуществления контрольных функций, либо органы исполнительной власти, на которые наряду с их основными задачами возлагаются контрольные функции в соответствующей отрасли финансовой сферы.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают государственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств и другие органы. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятия, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурные подразделения (отделы, филиалы) и т.д.

Общественный финансовый контроль выполняют группы, отдельные физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверкой.

Одной из форм общегосударственного финансового контроля является парламентский контроль. Верховная Рада Украины, а также органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в ходе рассмотрения и утверждения проекта государственного и местных бюджетов и отчета об их исполнении.

В соответствии со ст. 85 Конституции Украины от 28 июня 1996 г. к полномочиям Верховной Рады относится также:

  • принятие законов;
  • осуществление контроля за деятельностью Кабинета Министров Украины;
  • утверждение решений о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным и международным организациям, а также о получении Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций займов, не предусмотренных Государственным бюджетом Украины, осуществление за их использованием;
  • назначение на должности и освобождение от должностей Председателя и других членов Счетной палаты;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Национального банка Украины по представлению Президента Украины;
  • осуществление парламентского контроля в пределах, определенных Конституцией.

Контроль представительных органов власти осуществляется через комитеты и комиссии, образуемые представительными органами власти на каждом уровне. Однако особая роль в деле финансового контроля принадлежит комитету по бюджету, образованному Верховной Радой Украины. В частности, комитет по бюджету после поступления проекта государственного бюджета в Верховную Раду дает заключение по указанному законопроекту и предложения к проекту Закона «О государственном бюджете Украины».

Помимо указанного, Верховной Радой образован постоянно действующий орган — Счетная палата. Закон Украины «О Счетной палате» от 11 июля 1996 г. определяет ее как постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Верховной Радой Украины и подотчетен ей. Она осуществляет свою деятельность самостоятельно, независимо от каких-либо других органов государства.

Счетная палата состоит из Председателя, заместителей председателя, главных контролеров и аппарата счетной палаты.

Задачами Счетной палаты являются:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением расчетной части Государственного бюджета Украины, расходованием бюджетных средств, в том числе средств общегосударственных целевых фондов, по объемам, структуре и их целевому назначению;
  • осуществление контроля за образованием и погашением внутреннего и внешнего долга Украины, определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств, валютных и кредитно-финансовых ресурсов;
  • контроль за финансированием общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и национально-культурного развития, охраны окружающей среды;
  • контроль за соблюдением законности в части предоставления Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам, международным организациям, предусмотренных в Государственном бюджете Украины;
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств Государственного бюджета Украины и средств внебюджетных фондов в учреждениях Национального банка Украины и уполномоченных банках;
  • анализ установленных отклонений от показателей Государственного бюджета Украины и подготовка предложений об их устранении, а также о совершенствовании бюджетного процесса в целом;
  • регулярное информирование Верховной Рады Украины, ее комитетов о ходе исполнения Государственного бюджета Украины и состоянии погашения внутреннего и внешнего долга Украины, о результатах осуществления иных контрольных функций и др. (ст. 2 Закона Украины «О Счетной палате»).

Для решения поставленных задач Счетная палата имеет следующие полномочия:

  1. Осуществляет экспертно-аналитические, информационные и иные виды деятельности, обеспечивающие контроль за использованием средств общегосударственных целевых фондов, средств внебюджетных фондов, за целевым использованием финансово-кредитных и валютных ресурсов при осуществлении общегосударственных программ;
  2. Проводить финансовые проверки, ревизии в аппарате Верховной Рады Украины, органах исполнительной власти, Национальном банке Украины, Фонде государственного имущества Украины, других подотчетных Верховной Раде Украины органах, а также на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности;
  3. Проверять в органах и на объектах денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, схемы расходов и иную документацию о финансово-хозяйственной деятельности, а также осуществлять проверку кассовых операций с наличностью и ценными бумагами, материальных ценностей, их учета, хранения и расходования;
  4. Получать от руководителей проверяемых учреждений и организаций всю необходимую документацию и иную информацию о финансово-хозяйственной деятельности;
  5. Получать от Национального банка Украины, уполномоченных банков и других кредитных учреждений необходимые сведения об осуществляемых ими операциях и состоянии счетов проверяемых учреждений и организаций, от других предприятий и организаций — справки, копии документов по операциям и счетам этих предприятий и организаций;
  6. Организовывать и проводить оперативный контроль за использованием средств Государственного бюджета за отчетный период;
  7. Проводить комплексные ревизии и тематические проверки по отдельным разделам и статьям Государственного бюджета Украины, в том числе бюджетов общегосударственных целевых фондов;
  8. Проводить экспертизу проектов Государственного бюджета Украины, а также проектов законов и иных нормативных актов, международных договоров Украины, общегосударственных программ и других документов, касающихся вопросов государственного бюджета и финансов Украины;
  9. Осуществлять анализ и исследование нарушений и отклонений бюджетного процесса, подготовку и внесение в Верховную Раду Украины предложений по их устранению, а также совершенствованию бюджетного законодательства в целом;
  10. Готовить и представлять заключения в Верховную Раду Украины и ее комитеты об исполнении Государственного бюджета Украины, в том числе доходов и расходов общегосударственных целевых фондов, финансировании общегосударственных программ за отчетный год;
  11. Направлять материалы проверок, ревизий и обследований Кабинету Министров Украины, соответствующим центральным органам исполнительной власти, Национальному банку Украины, Фонду государственного имущества Украины, предприятиям, учреждениям и организациям для рассмотрения и принятия необходимых мер;
  12. Возбуждать перед Верховной Радой Украины, Президентом Украины, а также органами исполнительной власти ходатайство о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований действующего законодательства Украины, вследствие чего причинен материальный ущерб государству;
  13. Привлекать к проведению проверок, ревизий и обследований на договорных началах квалифицированных специалистов и специалистов-экспертов из других учреждений и организаций, а также работников других государственных контрольных, налоговых и правоохранительных органов с оплатой их труда в необходимых случаях за счет собственных средств (ст. 7 Закона Украины «О Счетной палате»).

При осуществлении своих полномочий Счетная палата осуществляет следующие виды деятельности: контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности.

По результатам проведенных контрольных мероприятии Счетная палата направляет органам государственной власти, руководителям проверяемых предприятий учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений. В случаях выявления в ходе проверки и ревизии фактов хищения государственных средств и иных злоупотреблении Счетная палата передает материалы проверки или ревизии в правоохранительные органы и информирует Верховную Раду Украины.



Другие статьи на тему Правовые основы финансового контроля в Украине
 Формы и методы финансового контроля в Украине
Под формой финансового контроля следует понимать способы конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля различают три формы финансового контроля — предварительный, текущий, последующий.
 Организация и органы финансового контроля. Часть 3.
В Министерстве юстиции 21 марта 1997 зарегистрировано Главное управление Государственного казначейства Украины при Минфине Украины. Казначейство — финансовый орган, на который возложили функции по кассовому использованию государственного бюджета Украины.
 Организация и органы финансового контроля. Часть 2.
Одной из форм государственного контроля является президентский контроль, осуществляемый Президентом и его аппаратом. Президент Украины, как глава государства, наделен правом контроля за соблюдением законности и государственной дисциплины во всех сферах функционирования государственной исполнительной власти.
 Сущность и назначение финансового контроля
Контроль за развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль.


  • Общее
     судопроизводство
  • Хозяйственное
    судопроизводство
  • Административное
    судопроизводство
  • Третейское
     судопроизводство


 РЕЗОНАНСНОЕ ДЕЛО
 • Дело о наследовании
 • Иск о признании принятия наследства
путем совместного проживания
вместе с наследодателем
 • Иск о предоставлении
дополнительного срока
для вступления в наследство
 ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ДЕЛО
 • Иск к страховой компании
 Выгодное предложение!
Иск по обжалованию штрафа ГАИ - всего 100 гривен!
 Актуально!
Признание кредитных договоров в валюте недействительными, с рассрочкой долга на необходимое время.
КOHTAКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Украина:
Россия (Москва):
Москва, Осенний бульвар, д.4, оф 12.
 Skype truejustice777

 Новая услуга
Юридическое сопровождение брачно-семейных отношений

Партнеры:
Предлагаем услуги семейного юриста!
Услуги специалиста по разрешению правовых сложностей и/или вопросов только Вашей семьи. Абонентская плата - 800 грн. в месяц.
Защита интересов страхователя при наступлении страховых случаев
Событие ДТП, оценка автотранспорта, промежуточное обжалование действий страховщика, судебное обжалование, обжалование действий/бездествия страховщика в соответствующих контролирующих органах



о компании | юридические услуги | контакты | статьи | финансовое право
 
   Юридическая фирма "Куратор"
   2009 г.Днепропетровск