Часть 3
Продолжение. Начало статьи смотреть здесь: часть 1, часть 2
В Министерстве юстиции 21 марта 1997 зарегистрировано Главное управление Государственного казначейства Украины при Минфине Украины.
Казначейство — финансовый орган, на который возложили функции по кассовому использованию государственного бюджета Украины. Раньше в системе государственной исполнительной власти ничего похожего не было. Казначейства существовали в России до 1918 года. Сейчас появление этого органа вызвано многими обстоятельствами. Ведь действующая схема исполнения государственного бюджета не обеспечивает системного контроля как за прохождением государственных ресурсов через коммерческие банки, так и за использованием этих средств распорядителями кредитов на местах. Государственные финансовые ресурсы рассеяны по многочисленным текущим счетам министерств и ведомств. Чтобы навести порядок, обеспечить эффективное управление средствами государственного бюджета, повысить оперативность в финансировании расходов, 27 апреля 1995 г. Президент Украины издал Указ № 335/95 «О Государственном казначействе Украины» в соответствии с которым при Министерстве финансов создано Государственное казначейство. А постановлением от 31 июля 1995 г. № 590 Кабинет Министров утвердил Положение «О Государственном казначействе Украины».
Государственное казначейство:
- организует исполнение Государственного бюджета Украины и осуществляет контроль за этим;
- осуществляет управление имеющимися средствами государственного бюджета, в том числе в иностранной валюте, и средствами государственных внебюджетных фондов и внебюджетными средствами учреждений и организаций, которые содержатся за счет средств государственного бюджета;
- осуществляет финансирование расходов государственного бюджета;
- ведет учет кассового использования государственного бюджета, составляет отчетность о состоянии исполнения государственного и сводного бюджетов;
- осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом в соответствии с действующим законодательством;
- распределяет между государственным бюджетом и бюджетами Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя отчисления от общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей по. нормативам, утвержденным Верховной Радой Украины;
- осуществляет контроль за поступлением и использованием средств государственных, внебюджетных фондов, внебюджетных средств;
- разрабатывает и утверждает нормативно-методические документы по вопросам бухгалтерского учета, отчетности и организации исполненных бюджетов всех уровней (п. 4 Положения о Государственном казначействе Украины).
Весьма эффективен контроль, осуществляемый Государственной налоговой службой. Государственная налоговая служба создана в соответствии с Законом Украины «О государственной налоговой службе в Украине».
К системе органов государственной налоговой службы относятся: Государственная налоговая администрация Украины, государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, государственные налоговые инспекции в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах в городах.
В составе органов государственной налоговой службы находятся соответствующие специальные подразделения по борьбе с налоговыми правонарушениями (налоговая милиция).
Основными задачами налоговой службы являются:
- осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей), а также неналоговых доходов, установленных законодательством;
- внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию налогового законодательства;
- принятие в случаях, предусмотренных законом, нормативно-правовых актов и методических рекомендаций по вопросам налогообложения;
- формирование и ведение Государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей и Единого банка данных о плательщиках налогов — юридических лицах;
- разъяснение законодательства по вопросам налогообложения среди плательщиков налогов;
- предупреждение преступлений и иных правонарушений, отнесенных законом к компетенции налоговой милиции, их раскрытие, пресечение, расследование и производство по делам об административных правонарушениях (ст. 2 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине»).
Государственный финансовый контроль осуществляют в ряде случаев и банки. Правовое положение которых определяют: Закон Украины «О банках и банковской деятельности» от 7 декабря 2000 года, Закон Украины «О Национальном банке Украины» от 20 мая 1993.
Развитие рыночных отношений и создание акционерных обществ привело к необходимости создания независимого финансового контроля — аудита. Аудит — это проверка публичной бухгалтерской отчетности, учета, первичных документов и другой информации о финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования с целью определения достоверности их отчетности, учета, его полноты и соответствия действующему законодательству и установленным нормативам (ст. 4 Закона Украины «Об аудиторской деятельности).
По форме и цели осуществления различают аудит внешний (независимый) и внутренний (зависимый, т.е. подчиненный той фирме, в которой он проводится).
Цель и задачи внешнего аудита отличаются от контроля на государственных предприятиях. В наиболее общем виде цель и задачи последнего состоят в обеспечении сохранности государственной собственности, экономного использования ресурсов, выполнения плановых заданий, правильности ведения учета, составления отчетности и др. Целью же и задачей внешнего аудита является подтверждение правильности отчетности, учета, оценка соответствия внутреннего контроля (аудита) политике, цели деятельности предприятия.
Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего контроля фирм, филиалов, дочерних компаний и т.д. Он нацелен на проведение проверок по поручению руководства. Конкретные цели служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требований руководства предприятия. Внутренний аудит должен проводиться непрерывно. Только таким образом можно активно и своевременно воздействовать на ход коммерческих и финансовых операций, вовремя устранять недостатки в работе.
По масштабам работы внутренний аудит подразделяют на общий — по всем вопросам аудита фирмы (компании) в целом и локальный — по отдельным направлениям аудита (технологии, бухучета и т.д.)
Внешний аудит может быть добровольным (по желанию предприятий — клиентов) и обязательным (в соответствии с законодательными актами). Так, согласно ст. 10 Закона Украины «Об аудиторской деятельности» проведение аудита обязательно для: подтверждения достоверности и полноты годового баланса и отчетности коммерческих банков, фондов, бирж, компаний, предприятий, кооперативов, товариществ и иных хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности и вида деятельности, отчетность которых официально обнародуется, за исключением учреждений и организаций, которые полностью содержатся за счет государственного бюджета и не занимаются предпринимательской деятельностью.
Обязательная аудиторская проверка годового баланса и отчетности хозяйствующих субъектов с годовым хозяйственным оборотом менее чем двести пятьдесят необлагаемых минимумов доходов граждан проводится один раз в три года:
- проверка финансового состояния учредителей коммерческих банков, предприятий с иностранными инвестициями, акционерных обществ, холдинговых компаний, инвестиционных фондов, доверительных обществ и других финансовых посредников;
- эмитентов ценных бумаг;
- государственных предприятий при сдаче в аренду целостных имущественных комплексов, приватизации, корпоратизации и других изменениях формы собственности;
- возбуждения вопроса о признании неплатежеспособным или банкротом.
Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.
В соответствии с действующим законодательством была создана Аудиторская палата Украины, деятельность которой направлена на активизацию, упорядочение, становление и дальнейшее развитие института аудиторов, повышение качества их работы, в том числе и с учетом требований международных правил.