Международные соглашения об избежании двойного налогообложения
Основанием для возникновения двойного налогообложения служит различное теоретическое толкование и законодательное регулирование объекта дохода и плательщика налога в теории и практике различных государств.
При налогообложении важное значение имеет определение «привязки» налогоплательщика к национальной налоговой компетенции того или иного государства.
Избежание международного двойного обложения, то есть обложения одного и того же объекта (дохода, имущества, сделки и т.д.) в один и тот же период времени аналогичными видами налогов в двух или более странах, решается, как правило, на основе использования двух критериев: резидентства и территориальности.
Их различие состоит в том, что в резидентских налогах субъект определяет объект налога, а в территориальных — наоборот.
Однако вопрос о том, достигается ли устранение двойного налогообложения путем применения первого или второго критерия, вовсе не безразличен с точки зрения национальных интересов каждой отдельной страны. Так, для стран, граждане и компании которых получают значительные суммы доходов от их зарубежной деятельности и от капиталов, помещенных за рубежом, несомненно, желательнее разграничение налоговых юрисдикций в международном масштабе на основе критерия резидентства, а для стран, в экономике которых значительное место занимают иностранные капиталы, особый интерес приобретает использование критерия территориальности. Поэтому развитые страны предпочитают основывать свои налоговые отношения с другими странами на основе критерия резидентства, а развивающиеся страны защищают свое право обложения иностранных компаний и частных лиц на основе критерия территориальности.
В некоторых странах выделяют внутреннее двойное налогообложение, когда один и тот же налог взимается на уровне нескольких административно-территориальных единиц одновременно.
В Украине устранение двойного налогообложения регулируется Законом Украины «О системе налогообложения» от 18 февраля 1997 года, Постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка освобождения (уменьшение) от налогообложения доходов с источником их происхождения с Украины согласно международным договорам Украины об избежании двойного налогообложения» от 6 мая 2001 г. №470, а также рядом международных договоров Украины об избежании двойного налогообложения, ратифицированных Верховной Радой.
Так, согласно пункта 1 статьи 18 Закона Украины «О системе налогообложения» сумма дохода или прибыли, полученная юридическими лицами, их филиалами, отделениями за границей, включается в общую сумму дохода (прибыли), которая подлежит налогообложению в Украине, и учитывается при определении размера налога.
Суммы налога на доход (прибыль), полученные и оплаченные юридическими лицами, их филиалами, отделениями за границами территории Украины, в соответствии с законодательством иностранных государств, зачисляются во время уплаты ими налога с доходов (прибыли) в Украине. При этом размер зачисляемых сумм не может превышать суммы налога с доходов (прибыли), которая подлежит уплате в Украине, относительно дохода (прибыли), полученного за границей.
Доходы, полученные за пределами Украины физическими лицами с постоянным местожительством в Украине, включаются в состав совокупного дохода, который подлежит налогообложению в Украине.
Суммы налога с доходов этих физических лиц, оплаченные за границей, зачисляются во время уплаты ими налога с доходов физических лиц в Украине. Размер зачисленных сумм налога, уплаченного за границей, не может превышать суммы налога, начисленного к уплате в Украине.
Зачисление оплаченных за пределами Украины сумм налогов, осуществляется при условии письменного подтверждения налогового органа соответствующего иностранного государства относительно факта уплаты налога и наличия международных договоров об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращения уклонения от уплаты налога.
Процедура освобождения, уменьшения от налогообложения доходов с источником их происхождения с Украины определен постановлением Кабинета Министров от 6 мая 2001 г. №470.
Согласно указанного постановления к нерезидентам или лицам, которые платят доходы нерезидентам с источником их происхождения с Украины, применение норм международного договора осуществляется путем освобождения от налогообложения доходов с источником их происхождения с Украины, уменьшения ставки налога или путем возврата разницы между оплаченной суммой налога и суммой, которую нерезиденту необходимо оплатить в соответствии с международным договором.
Основанием для освобождения или уменьшение от налогообложения доходов с источником их происхождения с Украины есть предоставление нерезидентом, лицу, которое платит ему доходы, справки или ее нотариально засвидетельствованной копии, которая подтверждает что нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор, а также других документов, если это предусмотрено международным договором. Справка выдается компетентным органом соответствующей страны, определенным международным договором, по форме согласно дополнению 1 или в соответствии с законодательством такой страны. Справка, которая предоставляется по форме, утвержденной в соответствии с законодательством соответствующей страны, должна быть должным образом легализирована, переведена в соответствии с законодательством Украины и обязательно содержать: полное название или фамилию нерезидента; подтверждение, что нерезидент является лицом, на которое распространяется действие положения международного договора; название компетентного органа, фамилию и подпись уполномоченного лица компетентного органа, которое удостоверяет подтверждение; дату выдачи.
Справка действительна в пределах календарного года, в котором она выдана, и может быть востребована лицом, которое платит ему доходы, или органом государственной налоговой службы во время рассмотрения вопроса о возврате сумм избытка оплаченного налога.
В случае не предоставления нерезидентом справки в соответствии с данным постановлением, доходы нерезидента с источником их происхождения с Украины подлежат налогообложению в соответствии с законодательством Украины по вопросам налогообложения.
Если международным договором Украины, ратифицированным Верховной Радой Украины, установлены другие правила, чем установленные в законах Украины о налогообложении, то применяются правила международного договора.
Аргументация любого правового явления должна базироваться на оправданных подходах к его выделению. Категория юридической ответственности в теории советского права и в правовой науке Украины трактуется как реализация именно санкции правовой нормы.
Реструктуризация налогового долга — это отсрочка или рассрочка уплаты налогового долга, накопленного налогоплательщиком по состоянию на установленную дату, а также его частичное списание.
Согласованная налоговая обязанность с учетом штрафных санкций при их наличии, а также пени, начисленной на сумму такой налоговой обязанности, неоплаченная в установленный срок, считается суммой налогового долга.
Лицо, которое имеет право принять решение о применении ареста активов налогоплательщика, является руководителем налогового органа (его заместитель) по представлению соответствующего подразделения налоговой милиции.
Гарантиями обязательного и безусловного исполнения налоговой обязанности по уплате налогов и сборов являются принудительные меры, осуществляемые налоговыми органами по обеспечению исполнения возникшей обязанности за счет денежных средств и имущества налогоплательщика.
Закон 2181 устанавливает перечень источников уплаты налоговой обязанности или погашения налогового долга. Их можно классифицировать следующим образом...