на главную | карта сайта | контакты | українською
 на главную > юридические статьи > Порядок определения сумм налоговой обязанности. Часть 1.  
 
  Признание и допуск к принудительному исполнению решений иностранных судов, на территории Украины, России, Казахстана (экзекватура, легализация)
   
  Обжалование в Европейском суде по правам человека
   
  Юридическая проверка контрагентов по России, Украине, Казахстану
   
  Услуги для физических и юридических лиц, резидентов России
   
  Защита интересов в суде
   
  Юридические услуги на территории России
   
  Наследование
   
  Досудебное урегулирование споров
   
  Исполнительное производство
   
  Услуги арбитражного управляющего
   
  Защита прав потребителей
   
  Составление и сопровождение договоров
   
  Сопровождение кредитных отношений
   
  Регистрация юридических лиц и СПД
   
  Защита интересов страхователя при наступлении страховых случаев
   
  Обжалование штрафных санкций ГАИ
   
  Межконфессиональные споры
   
  Семейный юрист
   
  Юридическое сопровождение брачно-семейных отношений
   


    • Государственные органы
    • Реквизиты судов
    • Хозяйственные суды
       Украины
 
Партнеры:

РУБРИКИ СТАТЕЙ
• Финансовая деятельность государства
• Предмет, метод и система финансового права
• Правовые основы финансового контроля в Украине
• Государственный бюджет Украины и бюджетное право
• Бюджетный процесс в Украине и его участники
• Налоговое право
• Аграрне право України
• Правовые основы государственного кредита
• Правовые основы страхования
• Правовое регулирование государственных расходов в Украине
• Правовые основы банковской деятельности в Украине
• Господарське право України
• Безпека бізнесу
• Земельне право
• Разное
• Банківське право України
• Громадські об’єднання в Україні
• Інтелектуальна власність
 
Партнеры:

 17 мая 2012
 Налоговое право

Порядок определения сумм налоговой обязанности. Часть 1.

Часть 1

Верховная Рада Украины в декабре 2000 года приняла Закон «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» №2181-III, а 20 февраля 2001 года он был подписан Президентом Украины. Закон вступил в силу с 1 апреля 2001 года за исключением отдельных статей, которые вступили в действие в течение текущего 2001 года, а некоторые с 1 января 2002 года, (далее — Закон 2181).

Закон 2181 — это специальный Закон по вопросам налогообложения, который кардинально меняет всю работу налоговой службы относительно обеспечения бюджетных поступлений. Законом 2181 отменяется целый ряд документов, на основании которых, до принятия данного Закона, работала налоговая служба, меняются подходы к сбору налогов, акцент делается на добровольной уплате, предусматривается и соответствующее отношение налогоплательщиков к своей обязанности.

Закон внедряет более рациональную процедуру взыскания налогов путем сбалансирования интересов государства относительно эффективного взыскания налогов с минимизацией ее вмешательства в деятельность субъектов предпринимательской деятельности, ввод нового порядка согласования с плательщиками налогов доначисленных контролирующими органами сумм налогов, обязательных платежей и начисленных финансовых санкций, применение налогового компромисса для добросовестных налогоплательщиков, которые через объективные причины или форс-мажорные обстоятельства пребывают в трудном финансовом положении, путем предоставления отсрочки, рассрочки, а также частичного полного списания налогового долга и тому подобное.

Закон 2181 определяет обязательства плательщика налога оплатить в бюджеты или государственные целевые фонды соответствующую сумму средств в порядке и в сроки, определенные этим Законом или другими законами Украины как — налоговое обязательство.

Уместным представляется употребление термина — «налоговая обязанность», поскольку правовая природа обязательства характерна для договорных отношений, использующих диспозитивные методы, складывающиеся на отношениях равенства субъектов. Налоговые отношения регулируются императивными нормами и строятся на принципах власти и подчинения, поэтому использование термина «налоговая обязанность», как категории, обобщающей всю систему обязанностей налогоплательщика, связанных с уплатой налогов, является более точным.

Налоговая обязанность возникает на основании налоговых правоотношений. То есть, с изданием нормативно-правового акта, регулирующего элементы налогового механизма, определяется лицо, которое подпадает под категорию плательщика налога, и объект налогообложения. Связь плательщика налога с объектом налогообложения в цепи с другими звеньями налогового механизма обуславливает для первого возникновение налоговой обязанности.

Выделяют налоговую обязанность, возникающую как у непосредственного плательщика налога, так и у плательщиков налогов, уполномоченных удерживать согласно законам о налогообложении налоги и сборы (обязательные платежи), которыми облагаются другие лица, в том числе налоги на доходы физических лиц, дивиденды, репатриацию, добавленную стоимость, акцизные сборы, а также любые другие налоги, которые удерживаются из источника выплаты. Сумма таких налогов, сборов (обязательных платежей) считается бюджетным фондом.

Иначе говоря, бюджетный фонд — это денежные активы плательщика налогов в форме удержанных им сумм налогов и сборов от других плательщиков налогов, принадлежащий государству или территориальной общине и созданный от их имени, на средства которого не может быть наложено взыскание по причинам, отличным от взыскания таких налогов, сборов (обязательных платежей).

Кроме обязанности плательщиков выплачивать надлежащие суммы налогов и сборов (обязательных платежей) в установленные законами сроки, существует обязанность вести налоговый и бухгалтерский учет, составлять отчетность о финансово-хозяйственной деятельности и обеспечивать ее хранение в сроки, установленные законами, а также обязанность, возникающая при осуществлении контрольных функций уполномоченных государственных органов — контролирующие органы.

Законом 2181 приведен исчерпывающий перечень контролирующих органов. Так, относительно ввозной и вывозной пошлины, акцизного сбора, налога на добавленную стоимость, других налогов и сборов (обязательных платежей), которые в соответствии с законами взыскиваются при ввозе (пересылке) товаров и предметов на таможенную территорию Украины или вывозе (пересылке) товаров и предметов с таможенной территории Украины, органами, осуществляющими контроль, являются таможенные органы. Что касается взносов в Пенсионный фонд Украины — учреждения Пенсионного фонда Украины. Учреждения Фонда социального страхования Украины — относительно взносов в Фонд социального страхования Украины. За взысканием налогов и сборов (обязательных платежей), кроме перечисленных выше, осуществляют контроль налоговые органы.

Контролирующие органы имеют право осуществлять проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты только тех налогов и сборов (обязательных платежей), которые отнесены к их компетенции этим Законом. Контроль над уплатой налога на добавленную стоимость и акцизного сбора устанавливается общим решением центрального налогового органа и центрального таможенного органа.

Возникновение налоговой обязанности тесно связано с определением ее размеров, сроками исполнения и моментом прекращения.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налоговой обязанности, которую указывает в налоговой декларации, кроме предусмотренных в Законе случаев, когда лицом, ответственным за начисление отдельного налога или сбора (обязательного платежа), является контролирующий орган или при определении суммы налоговой обязанности косвенным методом.

Базовый налоговый (отчетный) период, за который плательщиком направляются налоговые декларации, равняется:

  • календарному месяцу (в том числе при уплате месячных авансовых взносов), — в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца;
  • календарному кварталу или календарному полугодию (в том числе при уплате квартальных или полугодовых авансовых взносов), — в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (полугодия);
  • календарному году, кроме случаев, предусмотренных подпунктом «г», — в течение 60 календарных дней за последним календарным днем отчетного (налогового) года;
  • календарному году для налогоплательщиков на доходы физических лиц (подоходного налога с граждан), — до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Налоговые декларации принимаются контролирующим органом без предыдущей проверки отмеченных в них показателей.

Контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму налоговой обязанности налогоплательщика в случае если:

  • налогоплательщик не дает в установленные сроки налоговую декларацию;
  • данные документальных проверок результатов деятельности налогоплательщика свидетельствуют о занижении или завышении суммы его налоговой обязанности, заявленной в налоговых декларациях;
  • контролирующий орган выявляет арифметические или методологические ошибки в поданной налогоплательщиком налоговой декларации, которые повлекли к занижению или завышению суммы налоговой обязанности;
  • в случаях, предусмотренных законами, по вопросам налогообложения.

Косвенный метод может применяться, если контролирующий орган не может самостоятельно определить сумму налоговой обязанности при неподачи плательщиком налоговой декларации в связи с неустановлением фактического местонахождения плательщика, когда невозможно определить сумму налоговой обязанности в связи с неведением или уклонением от предоставления налогоплательщиком сведений налогового учета или отсутствием определенных законодательством первичных документов, а также в случаях, когда декларация была подана, но во время документальной проверки, которая проводилась контролирующим органом, налогоплательщик не подтверждает расчеты, приведенные в декларации, имеющимися в наличии документами учета в порядке, предусмотренном законодательством.

Методика определения суммы налоговой обязанности косвенным методом утверждена Кабинетом Министров Украины по предоставлениям центрального налогового органа, согласованным с государственным органом, уполномоченным осуществлять государственную регулятивную политику, является общей для всех налогоплательщиков, и предусматривает четыре основных метода:

  • экономического анализа, который основывается на определении доходов плательщика и объемов его производства путем анализа количества использованного сырья, газа, электроэнергии, тары, воды, рабочих мест, полученных марок акцизного сбора, прироста активов фирмы, затрат на оплату труда, объемов реализации и так далее;
  • расчет денежных поступлений, метод базирующимся на изучении доходов налогоплательщика, полученных от ведения хозяйственной деятельности, с использованием информации о поступлении денег на банковские счета плательщика;
  • контроля за расходами и доходами частных предпринимателей, связанных предпринимательской деятельностью и основывается на сопоставлении расходов налогоплательщика с его задекларированными доходами. В этом случае при превышении суммой затрат суммы задекларированного дохода и документально не подтвержденном доходе, сумма превышения облагается подоходным налогом, согласно раздела IV Декрета Кабинета Министров «О подоходном налоге с граждан»;
  • анализа информации о доходах и расходах налогоплательщиков, основанном на анализе информации об экономической активности предприятия, полученной из разных, определенных постановлением, источников (госорганы, банки и т.п.).

Определение налоговой обязанности косвенным методом применимо к следующим налогам и сборам (обязательным платежам): налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, налог на прибыль, подоходный налог (для предпринимателей физических лиц), налог с рекламы, рентные платежи, сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств государственного бюджета, сбор за специальное использование природных ресурсов, сбор за загрязнение окружающей среды.



Другие статьи на тему Налоговое право
 Ответственность за нарушение налогового законодательства
Аргументация любого правового явления должна базироваться на оправданных подходах к его выделению. Категория юридической ответственности в теории советского права и в правовой науке Украины трактуется как реализация именно санкции правовой нормы.
 Реструктуризация налогового долга
Реструктуризация налогового долга — это отсрочка или рассрочка уплаты налогового долга, накопленного налогоплательщиком по состоянию на установленную дату, а также его частичное списание.
 Погашение налогового долга
Согласованная налоговая обязанность с учетом штрафных санкций при их наличии, а также пени, начисленной на сумму такой налоговой обязанности, неоплаченная в установленный срок, считается суммой налогового долга.
 Виды обеспечения исполнения налоговой обязанности. Часть 2.
Лицо, которое имеет право принять решение о применении ареста активов налогоплательщика, является руководителем налогового органа (его заместитель) по представлению соответствующего подразделения налоговой милиции.
 Виды обеспечения исполнения налоговой обязанности. Часть 1.
Гарантиями обязательного и безусловного исполнения налоговой обязанности по уплате налогов и сборов являются принудительные меры, осуществляемые налоговыми органами по обеспечению исполнения возникшей обязанности за счет денежных средств и имущества налогоплательщика.
 Источники уплаты сумм налоговой обязанности или погашения налогового долга
Закон 2181 устанавливает перечень источников уплаты налоговой обязанности или погашения налогового долга. Их можно классифицировать следующим образом...


  • Общее
     судопроизводство
  • Хозяйственное
    судопроизводство
  • Административное
    судопроизводство
  • Третейское
     судопроизводство


 РЕЗОНАНСНОЕ ДЕЛО
 • Дело о наследовании
 • Иск о признании принятия наследства
путем совместного проживания
вместе с наследодателем
 • Иск о предоставлении
дополнительного срока
для вступления в наследство
 ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ДЕЛО
 • Иск к страховой компании
 Выгодное предложение!
Иск по обжалованию штрафа ГАИ - всего 100 гривен!
 Актуально!
Признание кредитных договоров в валюте недействительными, с рассрочкой долга на необходимое время.
КOHTAКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Украина:
Россия (Москва):
Москва, Осенний бульвар, д.4, оф 12.
 Skype truejustice777

 Новая услуга
Юридическое сопровождение брачно-семейных отношений

Партнеры:
Предлагаем услуги семейного юриста!
Услуги специалиста по разрешению правовых сложностей и/или вопросов только Вашей семьи. Абонентская плата - 800 грн. в месяц.
Защита интересов страхователя при наступлении страховых случаев
Событие ДТП, оценка автотранспорта, промежуточное обжалование действий страховщика, судебное обжалование, обжалование действий/бездествия страховщика в соответствующих контролирующих органах



о компании | юридические услуги | контакты | статьи | финансовое право
 
   Юридическая фирма "Куратор"
   2009 г.Днепропетровск