на главную | карта сайта | контакты | українською
 на главную > юридические статьи > Виды обеспечения исполнения налоговой обязанности. Часть 2.  
 
  Признание и допуск к принудительному исполнению решений иностранных судов, на территории Украины, России, Казахстана (экзекватура, легализация)
   
  Обжалование в Европейском суде по правам человека
   
  Юридическая проверка контрагентов по России, Украине, Казахстану
   
  Услуги для физических и юридических лиц, резидентов России
   
  Защита интересов в суде
   
  Юридические услуги на территории России
   
  Наследование
   
  Досудебное урегулирование споров
   
  Исполнительное производство
   
  Услуги арбитражного управляющего
   
  Защита прав потребителей
   
  Составление и сопровождение договоров
   
  Сопровождение кредитных отношений
   
  Регистрация юридических лиц и СПД
   
  Защита интересов страхователя при наступлении страховых случаев
   
  Обжалование штрафных санкций ГАИ
   
  Межконфессиональные споры
   
  Семейный юрист
   
  Юридическое сопровождение брачно-семейных отношений
   


    • Государственные органы
    • Реквизиты судов
    • Хозяйственные суды
       Украины
 
Партнеры:

РУБРИКИ СТАТЕЙ
• Финансовая деятельность государства
• Предмет, метод и система финансового права
• Правовые основы финансового контроля в Украине
• Государственный бюджет Украины и бюджетное право
• Бюджетный процесс в Украине и его участники
• Налоговое право
• Аграрне право України
• Правовые основы государственного кредита
• Правовые основы страхования
• Правовое регулирование государственных расходов в Украине
• Правовые основы банковской деятельности в Украине
• Господарське право України
• Безпека бізнесу
• Земельне право
• Разное
• Банківське право України
• Громадські об’єднання в Україні
• Інтелектуальна власність
 
Партнеры:

 23 мая 2012
 Налоговое право

Виды обеспечения исполнения налоговой обязанности. Часть 2.

Часть 2

Продолжение. Начало статьи здесь: часть 1

Лицо, которое имеет право принять решение о применении ареста активов налогоплательщика, является руководителем налогового органа (его заместитель) по представлению соответствующего подразделения налоговой милиции. При этом наличие решения является обязательным условием применения процедуры ареста активов, а обязательным условием принятия такого решения является представление соответствующего подразделения налоговой милиции. В представлении подразделения налоговой милиции должна содержаться информация о наличии у налогоплательщика активов (банковских счетов, имущества и тому подобное), которые находятся во владении, распоряжении или пользовании других лиц.

Решение посылается заказным письмом или вручается лично под расписку:

    а) банкам, обслуживающим налогоплательщика, с требованием временной остановки активных операций по счетам такого налогоплательщика, кроме операций по погашению налоговой обязанности и налогового долга; уплате долга по исполнительным документам или по удовлетворенным претензиями в порядке досудебного урегулирования споров, если такие исполнительные документы или претензии приобрели юридическую силу к моменту возникновения права налогового залога;
    б) налогоплательщику с требованием временного запрещения отчуждения его активов;
    в) другим лицам, во владении, распоряжении или пользовании которых пребывают активы такого налогоплательщика, с требованием временного запрещения их отчуждения.

Арест может быть наложено на активы сроком до 96 часов от часа подписания соответствующего решения руководителем налогового органа (его заместителем). Отмеченный срок не может быть продолжен в административном порядке, в том числе по решению других государственных органов. Руководитель соответствующего налогового органа (его заместитель) имеет право обратиться в суд (хозяйственный суд) с представлением о продлении срока ареста активов налогоплательщика при наличии достаточных оснований считать, что освобождение активов из-под административного ареста может угрожать их исчезновением или уничтожением, а суд (хозяйственный суд) должен принять соответствующее решение в течение 48 часов от момента получения отмеченного обращения. В эти сроки не включаются часы, которые приходятся на выходные и праздничные дни.

Описание активов налогоплательщика проводится исполнителем, который назначается руководителем (его заместителем) налогового органа, с составлением протокола об административном аресте в присутствии должностных лиц налогоплательщика или их представителей, с обязательным письменным разъяснением их прав и обязанностей, а также не менее двух понятых. В случае необходимости для проведения описи активов привлекается оценщик.

При проведении описания активов налогоплательщика лица, которые его проводят, обязаны предъявить должностным лицам такого налогоплательщика или их представителям соответствующее решение о наложении административного ареста, а также документы, которые удостоверяют их полномочие на проведение такого описания. Протокол, описи активов налогоплательщика должен содержать описание и перечень активов, которые арестовываются, с указанием названия, количества, мер веса и индивидуальных признаков и, при присутствии оценщика, — обычных цен. Все активы, которые подлежат описанию, предъявляются должностным лицам налогоплательщика или их представителям и понятым лицам, а из-за отсутствия должностных лиц или их представителей — понятым лицам, для визуального контроля. Должностное лицо налогового органа, которое выполняет решение об административном аресте активов налогоплательщика, определяет порядок их сохранения и охраны.

Административный арест не может быть наложен, если налогоплательщик отказывается допустить работника контролирующего органа к документальной или материальной проверке в связи с отсутствием у такого работника контролирующего органа оснований для ее проведения, определенных законодательством. Право на проведение проверок органами налоговой службы предусмотрено Законом Украины «О государственной налоговой службе», Указом Президента Украины от 23.07.98 № 817/98 «О некоторых мероприятиях по дерегулированию предпринимательской деятельности», Постановлением Кабинета Министров Украины от 29.01.99 № 112 «О Порядке координации проведения плановых выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности контролирующими органами». Проведение административного ареста активов в период с 20 часов до 9 часов следующего дня не допускается, за исключением случаев, когда такой арест является неотложным в связи с обстоятельствами уголовного дела.

Налогоплательщик имеет право на возмещение убытков и неимущественного вреда, нанесенных налоговым органом вследствие неправомерного применения ареста его активов, за счет средств соответствующего бюджета, на основании решения суда (хозяйственного суда).

Административный арест активов налогоплательщика прекращается в связи с:

    а) отменой решения руководителя налогового органа (его заместителя) о таком аресте;
    б) погашением налогового долга налогоплательщика;
    в) ликвидацией налогоплательщика, в том числе вследствие проведения процедуры банкротства;
    г) предоставлением налоговому органу надлежащих доказательств третьим лицом о принадлежности арестованных активов к объектам права собственности этого третьего лица;
    д) окончанием предельного срока наложения административного ареста;
    е) принятием решения судом (хозяйственным судом) о прекращении административного ареста согласно требованиям законодательства по вопросам банкротства;
    ё) предъявлением налогоплательщиком свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, специальных разрешений (лицензий) на ее осуществление, торговых патентов, сертификатов соответствия электронных контрольно-кассовых аппаратов, компьютерных систем, которых не было на момент принятия решения об административном аресте.

Не допускается повторное наложение административного ареста по тем же основаниям в случае, когда активы налогоплательщика освобождаются из-под административного ареста в связи с окончанием предельного срока его применения.

Ограничение операций по счетам налогоплательщика в банках применяется как дополнительный способ обеспечения исполнения решения о взыскании налоговых платежей за счет денежных средств обязанного лица в банках, и также является мерой оперативного воздействия на налогоплательщика в случае, если последний препятствует проведению налоговой проверки.

Таким образом, административный арест активов и ограничение операций по банковским счетам налогоплательщика представляют собой меры обеспечения погашения долга и применяются в связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов и носят принудительный характер, в то время как залог и поручительство создают гарантии на будущее в случае неисполнения обязанности налогоплательщиком, хотя такое неисполнение может и не произойти. При этом залог и поручительство предполагают определенное соглашение сторон, тогда как приостановление операций по банковским счетам и арест активов реализуется императивными методами.

Гражданским правом предусмотрено, что в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательства, в частности, в случае просрочки выполнения, должник должен оплатить кредитору определенную законом или договором денежную сумму, признанную неустойкой в форме штрафа или пени.

Пеня, как форма неустойки, в соответствии со статьей 178 Гражданского кодекса Украины, является одним из видов обеспечения исполнения обязательств, выраженного в денежной форме.

Данный принцип отразился и в налоговом праве, где взимание пени обуславливается фактом просрочки уплаты налога или сбора и является своеобразной компенсацией потерь бюджета в связи с несвоевременной уплатой налогов и сборов, как способ обеспечения исполнения налоговой обязанности.

Порядок ведения органами государственной налоговой службы учета начисления и погашения пени, которая взыскивается с налогоплательщика в связи с несвоевременным погашением согласованного налогового обязательства, установлен инструкцией, утвержденной приказом Государственной налоговой администрации Украины от 1 марта 2001 г. № 77.

Пеня — это плата в виде процентов, начисленных на сумму налогового долга (без учета пени), которая взыскивается с налогоплательщика в связи с несвоевременным погашением налоговой обязанности.

Начисление пени начинается:

    а) при самостоятельном начислении суммы налоговой обязанности налогоплательщиком — от первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты;
    б) при начислении суммы налоговой обязанности контролирующими органами — от первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты, определенного в налоговом уведомлении;
    в) в случае административного обжалования суммы налогового обязательства — от одиннадцатого дня, следующего за днем согласования налогового обязательства налогоплательщика.

Пеня не начисляется в случае, когда налогоплательщик до начала его проверки контролирующим органом самостоятельно выявляет факт занижения налоговой обязанности и погашает ее, кроме случаев, когда налогоплательщик не дает налоговую декларацию за период, в течение которого состоялось такое занижение или когда судом доказано совершение преступления должностными лицами налогоплательщика или физическим лицом — налогоплательщиком относительно умышленного уклонения от уплаты отмеченного налогового обязательства.

Пеня начисляется на сумму налогового долга (включая сумму штрафных санкций при их наличии) из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на день возникновения такого налогового долга или на день его (его части) погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок является большей, за каждый календарный день просрочки в его уплате. Отмеченный размер пени действует относительно всех видов налогов и сборов (обязательных платежей), кроме пени за нарушения сроков расчетов в сфере внешнеэкономической деятельности, которая устанавливается отдельным законодательством.

Пеня не начисляется на пеню, а также на штрафы, которые накладываются за административные правонарушения.

Начисление пени останавливается в течение дополнительных сроков апелляционного согласования в случае, когда руководитель налогового органа (его заместитель) в соответствии с процедурой административного обжалования принимает решение о продлении сроков рассмотрения жалобы налогоплательщика.

Начисление пени заканчивается в день принятия банком, обслуживающим налогоплательщика, платежного поручения на уплату суммы налогового долга. В случае частичной уплаты суммы налогового долга начисление пени останавливается на такую оплаченную часть. В случае погашения суммы налогового долга путем взыскания средств или отчуждения других активов должника, начисление пени останавливается в день такого взыскания или отчуждения активов с права собственности (полного хозяйственного ведения) должника в счет погашения, независимо от сроков оплаты стоимости таких активов их покупателем.

В отношении банков пеня выступает в качестве дополнительной формы ответственности. Так, за нарушение сроков зачисления налогов, сборов (обязательных платежей) в бюджеты или государственные целевые фонды, установленные законодательством, по вине банка такой банк выплачивает пеню за каждый день просрочки, включая день уплаты, в размерах, установленных для соответствующего налога, сбора (обязательного платежа), а также несет другую ответственность, установленную этим Законом, за нарушение порядка своевременного и полного внесения налога, сбора (обязательного платежа) в бюджет или государственный целевой фонд. При этом налогоплательщик освобождается от ответственности за несвоевременное или неполное зачисление таких платежей в бюджеты и государственные целевые фонды, включая начисленную пеню или штрафные санкции.

Из этого следует, что однозначно рассматривать пеню как категорию обеспечения исполнения налоговой обязанности нельзя. Поскольку налицо совокупность признаков состава правонарушения: объект — несвоевременная уплата налога, субъект — налогоплательщик или банк, объективная сторона — нарушение сроков и, как следствие, неполное формирование запланированной финансовой базы государства, субъективная сторона — характеризуется наличием вины.

Таким образом, несвоевременная уплата налогов обуславливает правонарушение, являющиеся основанием финансовой ответственности, которая включает начисленную пеню или штрафные санкции.

В проекте Налогового кодекса Украины пеня закреплена не только как способ обеспечения исполнения налоговой обязанности, но и выступает, наряду со штрафами, одним из видов финансовых санкций, которые являются мерой финансовой ответственности.



Другие статьи на тему Налоговое право
 Ответственность за нарушение налогового законодательства
Аргументация любого правового явления должна базироваться на оправданных подходах к его выделению. Категория юридической ответственности в теории советского права и в правовой науке Украины трактуется как реализация именно санкции правовой нормы.
 Реструктуризация налогового долга
Реструктуризация налогового долга — это отсрочка или рассрочка уплаты налогового долга, накопленного налогоплательщиком по состоянию на установленную дату, а также его частичное списание.
 Погашение налогового долга
Согласованная налоговая обязанность с учетом штрафных санкций при их наличии, а также пени, начисленной на сумму такой налоговой обязанности, неоплаченная в установленный срок, считается суммой налогового долга.
 Виды обеспечения исполнения налоговой обязанности. Часть 1.
Гарантиями обязательного и безусловного исполнения налоговой обязанности по уплате налогов и сборов являются принудительные меры, осуществляемые налоговыми органами по обеспечению исполнения возникшей обязанности за счет денежных средств и имущества налогоплательщика.
 Источники уплаты сумм налоговой обязанности или погашения налогового долга
Закон 2181 устанавливает перечень источников уплаты налоговой обязанности или погашения налогового долга. Их можно классифицировать следующим образом...
 Порядок определения сумм налоговой обязанности. Часть 2.
Конфликт интересов, возникающий в случае, когда норма закона или другого нормативно-правового акта, выданного на основании закона, допускает неоднозначное толкование прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов...


  • Общее
     судопроизводство
  • Хозяйственное
    судопроизводство
  • Административное
    судопроизводство
  • Третейское
     судопроизводство


 РЕЗОНАНСНОЕ ДЕЛО
 • Дело о наследовании
 • Иск о признании принятия наследства
путем совместного проживания
вместе с наследодателем
 • Иск о предоставлении
дополнительного срока
для вступления в наследство
 ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ДЕЛО
 • Иск к страховой компании
 Выгодное предложение!
Иск по обжалованию штрафа ГАИ - всего 100 гривен!
 Актуально!
Признание кредитных договоров в валюте недействительными, с рассрочкой долга на необходимое время.
КOHTAКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Украина:
Россия (Москва):
Москва, Осенний бульвар, д.4, оф 12.
 Skype truejustice777

 Новая услуга
Юридическое сопровождение брачно-семейных отношений

Партнеры:
Предлагаем услуги семейного юриста!
Услуги специалиста по разрешению правовых сложностей и/или вопросов только Вашей семьи. Абонентская плата - 800 грн. в месяц.
Защита интересов страхователя при наступлении страховых случаев
Событие ДТП, оценка автотранспорта, промежуточное обжалование действий страховщика, судебное обжалование, обжалование действий/бездествия страховщика в соответствующих контролирующих органах



о компании | юридические услуги | контакты | статьи | финансовое право
 
   Юридическая фирма "Куратор"
   2009 г.Днепропетровск