на главную | карта сайта | контакты | українською
 на главную > юридические статьи > Погашение налогового долга  
 
  Признание и допуск к принудительному исполнению решений иностранных судов, на территории Украины, России, Казахстана (экзекватура, легализация)
   
  Обжалование в Европейском суде по правам человека
   
  Юридическая проверка контрагентов по России, Украине, Казахстану
   
  Услуги для физических и юридических лиц, резидентов России
   
  Защита интересов в суде
   
  Юридические услуги на территории России
   
  Наследование
   
  Досудебное урегулирование споров
   
  Исполнительное производство
   
  Услуги арбитражного управляющего
   
  Защита прав потребителей
   
  Составление и сопровождение договоров
   
  Сопровождение кредитных отношений
   
  Регистрация юридических лиц и СПД
   
  Защита интересов страхователя при наступлении страховых случаев
   
  Обжалование штрафных санкций ГАИ
   
  Межконфессиональные споры
   
  Семейный юрист
   
  Юридическое сопровождение брачно-семейных отношений
   


    • Государственные органы
    • Реквизиты судов
    • Хозяйственные суды
       Украины
 
Партнеры:

РУБРИКИ СТАТЕЙ
• Финансовая деятельность государства
• Предмет, метод и система финансового права
• Правовые основы финансового контроля в Украине
• Государственный бюджет Украины и бюджетное право
• Бюджетный процесс в Украине и его участники
• Налоговое право
• Аграрне право України
• Правовые основы государственного кредита
• Правовые основы страхования
• Правовое регулирование государственных расходов в Украине
• Правовые основы банковской деятельности в Украине
• Господарське право України
• Безпека бізнесу
• Земельне право
• Разное
• Банківське право України
• Громадські об’єднання в Україні
• Інтелектуальна власність
 
Партнеры:

 28 мая 2012
 Налоговое право

Погашение налогового долга

Согласованная налоговая обязанность с учетом штрафных санкций при их наличии, а также пени, начисленной на сумму такой налоговой обязанности, неоплаченная в установленный срок, считается суммой налогового долга.

Таким образом, для целей налогообложения термины налоговая обязанность и налоговый долг выступают самостоятельными категориями.

Основаниями для принудительного взыскания активов налогоплательщика в счет погашения его налоговой обязанности являются исключительно решения суда (хозяйственного суда), а в счет погашения налогового долга плательщика налога, без предыдущего согласования суммы долга таким налогоплательщиком, взыскание на его активы может быть обращено по решению налогового органа.

В случае возникновения налогового долга налоговые органы осуществляют меры по погашению налогового долга, а именно: посылают налоговые требования, предлагают налоговый компромисс, применение рассрочки и отсрочки налогового долга, а также проведение зачета непогашенных встречных денежных обязательств соответствующих бюджетов перед плательщиком.

Если же эти меры не дают позитивного результата, налоговый орган осуществляет за налогоплательщика и в пользу государства меры относительно привлечения дополнительных источников погашения согласованной суммы налогового долга путем взыскания средств, которые пребывают в его собственности, а за их недостаточности — путем продажи других активов такого налогоплательщика.

Принудительное взыскание налогового долга и продажа других активов осуществляется налоговыми органами в несудебном порядке не ранее тридцатого календарного дня с момента посылания налогоплательщику второго налогового требования.

Взыскание средств осуществляется путем посылания банку (банкам), обслуживающему налогоплательщика, платежного требования на сумму налогового долга или его части. Порядок посылания платежного требования и его исполнение банком урегулировано Инструкцией о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением Правления НБУ от 29.03.2001г. № 135.

Продажа других активов осуществляется на основании решения налогового органа, подписанного его руководителем и скрепленного гербовой печатью налогового органа.

На основании решения налогового органа организацию продажи активов осуществляет налоговый управляющий такого налогоплательщика, функции которого определены Положением о назначении, освобождении и компетенции налогового управляющего, утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины от 2 августа 2001 г. № 312.

Продаже подлежат активы, которые пребывают в налоговом залоге. Налогоплательщик самостоятельно определяет состав и очередность продажи своих активов, исходя из принципов сохранения целостности имущественного комплекса, который обеспечивает ведение его основной производственной деятельности и полного погашения суммы налогового долга. Если налоговый управляющий решает, что налогоплательщик определяет для продажи активы, чья обычная цена является заведомо низшей, чем сумма налогового долга, такой налоговый управляющий обязан самостоятельно определить состав активов, которые подлежат продаже, исходя из принципов сохранения целостности имущественного комплекса и с учетом того, что обычная (оценочная) стоимость таких активов не превышает двукратного размера налогового долга.

Если вследствие продажи части целостного имущественного комплекса налогоплательщик может лишиться возможности ведения основной хозяйственной деятельности, — в этом случае продаже подлежит целостный имущественный комплекс.

Налогоплательщик имеет право самостоятельно определить оценщика и настоять на проведении экспертной оценки стоимости актива, который подлежит продаже, для определения его начальной цены. Оценка не проводится относительно активов, которые могут быть сгруппированными или стандартизованными или имеют курсовую (текущую) биржевую стоимость и/или пребывают в листинге товарных бирж.

Продажа активов плательщика налогов в счет погашения налогового долга осуществляется за денежные средства на биржевых торгах, которые проводятся биржами, созданными в соответствии с Законом Украины «О товарной бирже», на целевых аукционах, которые организовываются за представлением соответствующего налогового органа на отмеченных биржах или внебиржевых аукционах, а также на комиссионных условиях через организации розничной торговли.

Информация о составе активов налогоплательщиков, предназначенных для продажи, предается огласке центральным налоговым органом. Информация о времени и условиях проведения прилюдных торгов активами налогоплательщиков предается огласке: соответствующей товарной биржей — при продаже активов на биржевом рынке; соответствующим налоговым органом — при продаже активов на внебиржевом аукционе и через организации розничной торговли.

Расходы, связанные с организацией и проведением публичных торгов активами налогоплательщика, покрываются в первую очередь за счет сумм, полученных от их продажи.

Порядок погашения налогового долга государственных и коммунальных предприятий относительно сроков погашения, налоговых требований, момента возникновения права у налоговых органов применять меры принудительного взыскания налогового долга, а также порядок продажи, общий.

Особенности принудительного взыскания налогового долга налогоплательщиков, находящихся в государственной или коммунальной собственности, заключаются в том, что предметом продажи выступают активы, которые не входят в состав целостного имущественного комплекса, который обеспечивает осуществление основной деятельности налогоплательщика, а также от статуса предприятия (подлежит приватизации или нет) в случае, если суммы средств от продажи таких активов недостаточно.

В случае, когда сумма средств, полученная от такой продажи, не покрывает сумму налогового долга и расходов, связанных с продажей активов, налоговый орган обязан обратиться к органу исполнительной власти, который осуществляет управление таким налогоплательщиком, с предложением относительно принятия решения о продаже части акций корпоративного предприятия за средства или под обязательства относительно погашения его налогового долга в течение текущего бюджетного года. Орган исполнительной власти обязан на протяжении тридцати календарных дней дать ответ на предложение налогового органа и в случае его принятия, продажа осуществляется по правилам и в сроки, установленные законодательством по вопросам приватизации. В случае, когда отмеченный орган не примет решения о продаже части акций для погашения налогового долга в указанные сроки, налоговый орган обязан в месячный срок с дня получения такого отказа или после окончания установленного для предоставления ответа срока обратиться в хозяйственный суд с заявлением о признании такого налогоплательщика банкротом.

В случае, когда сумма средств, полученная от продажи активов, которые не входят в состав целостного имущественного комплекса, который обеспечивает осуществление основной деятельности налогоплательщика, не покрывает сумму расходов, связанных с организацией и проведением публичных торгов и сумму налогового долга налогоплательщика, который не подлежит приватизации, налоговый орган обязан обратиться к органу исполнительной власти, к сфере управления которого принадлежит такой налогоплательщик, с предоставлением о принятии решения относительно:

  • предоставления соответствующей компенсации бюджета, к которому должна зачисляться сумма налогового долга такого налогоплательщика за счет средств, предназначенных для удержания такого органа исполнительной власти, к сфере управления которого принадлежит налогоплательщик;
  • реорганизации такого налогоплательщика;
  • ликвидации такого налогоплательщика и списания налогового долга;
  • объявления такого налогоплательщика банкротом в порядке, установленном Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признания его банкротом».

В случае, когда налоговый орган не получает ответ в тридцатидневный срок или получает неудовлетворительный ответ, налоговый орган обязан обратиться в хозяйственный суд с заявлением о признании такого налогоплательщика банкротом.

Во всех случаях принятия хозяйственным судом определения о начале производства по делу о банкротстве плательщика налогов нормы Закона 2181, относительно принудительного взыскания налогового долга, не применяются.

В случае, когда собственник или уполномоченный им орган принимает решение о ликвидации налогоплательщика, не связанную с банкротством, активы этого налогоплательщика используются в очередности, определенной законодательством Украины.

Механизм ликвидации предприятий определен в разделе VII Закона Украины «О предприятиях в Украине» от 27.03.1991 г. № 887-ХII, согласно которого в первоочередном порядке удовлетворяется задолженность перед бюджетами и компенсируются расходы на восстановление природной среды, которой причинило вред ликвидированное предприятие.

Ликвидацией налогоплательщика или его филиала, отделения или другого отделенного подразделения, в целях налогообложения — есть ликвидация налогоплательщика как юридического лица или прекращение регистрации физического лица как субъекта предпринимательской деятельности, а также ликвидация филиала, отделения, отделенного подразделению налогоплательщика, вследствие которой происходит закрытие их счетов и/или потеря их статуса как налогоплательщика в соответствии с законодательством. Согласно Закона Украины «О предприятиях», предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра.

Источниками погашения налогового долга ликвидированного предприятия в случаях, если его активов для погашения налогового долга недостаточно, являются активы учредителей или участников такого предприятия, если они несут полную или дополнительную ответственность по обязательствам налогоплательщика в соответствии с законодательством, в границах полной или дополнительной ответственности.

В случае ликвидации филиала, отделения или другого подразделения юридического лица — за счет юридического лица, независимо от того, является ли оно налогоплательщиком, сбора (обязательного платежа), относительно которого возникла налоговая обязанность или возник налоговый долг такого филиала, отделения, другого обособленного подразделения.

В других случаях налоговые обязательства или налоговый долг, которые остаются непогашенными после ликвидации налогоплательщика, считаются безнадежным долгом и подлежат списанию.

Лицами, ответственными за погашение налоговых обязательств или налогового долга налогоплательщика, являются:

    a) относительно налогоплательщика, который ликвидируется, — ликвидационная комиссия или другой орган, которая проводит ликвидацию согласно законодательству;
    б) относительно филиалов, отделений, других отделенных подразделений налогоплательщика, которые ликвидируются, — такой налогоплательщик;
    в) относительно физического лица — субъекта предпринимательской деятельности — такое физическое лицо;
    г) относительно кооперативов, кредитных союзов, обществ совладельцев жилища или других коллективных хозяйств — их члены (пайщики) солидарно;
    д) относительно инвестиционных фондов — инвестиционная компания, которая осуществляет управление таким инвестиционным фондом.

Погашение налоговой обязанности или налогового долга налогоплательщика, которое ликвидируется, осуществляется в сроки, предусмотренные для списания безнадежного налогового долга.

Механизм возврата или зачета излишне уплаченных или не возмещенных налоговых платежей из определенного бюджета, предусматривает зачет таких сумм в счет его налоговых обязательств или налогового долга перед таким бюджетом, а при превышении таких сумм, используется для погашения налоговой задолженности или налогового долга перед другими бюджетами, а из-за отсутствия такой задолженности (долга) — направляется в распоряжение такого налогоплательщика.

При реорганизации налогоплательщика, по решению собственника или уполномоченного органа, его налоговая задолженность или налоговый долг подлежит урегулированию в следующем порядке:

  • при реорганизации путем изменения названия, организационно-правового статуса или места регистрации налогоплательщика, такой налогоплательщик после реорганизации приобретает все права и обязанности относительно погашения налоговых обязанностей или налогового долга, которые возникли до его реорганизации;
  • при реорганизации путем объединения двух или большего количества налогоплательщиков в одного налогоплательщика с ликвидацией объединившихся налогоплательщиков, такой объединенный налогоплательщик приобретает все права и обязанности относительно погашения налоговой обязанности или налогового долга всех налогоплательщиков, которые объединились;
  • при реорганизации путем разделения налогоплательщика на два или более лица с ликвидацией такого налогоплательщика, все налогоплательщики, которые возникнут после такой реорганизации, приобретают все права и обязанности относительно погашения налоговой обязанности или налогового долга, которые возникли до такой реорганизации.

Реорганизация налогоплательщика не меняет сроков погашения налоговых обязательств или налогового долга налогоплательщиками, созданными вследствие такой реорганизации.

Законом 2181 предусмотрено понятие реорганизации налогоплательщика для целей налогообложения, механизм зачета излишне оплаченных или не возмещенных налоговых платежей налогоплательщика, а также порядок согласования плана реорганизации налогоплательщика, активы которого переданы в налоговый залог или который воспользовался правом реструктуризации налогового долга.



Другие статьи на тему Налоговое право
 Ответственность за нарушение налогового законодательства
Аргументация любого правового явления должна базироваться на оправданных подходах к его выделению. Категория юридической ответственности в теории советского права и в правовой науке Украины трактуется как реализация именно санкции правовой нормы.
 Реструктуризация налогового долга
Реструктуризация налогового долга — это отсрочка или рассрочка уплаты налогового долга, накопленного налогоплательщиком по состоянию на установленную дату, а также его частичное списание.
 Виды обеспечения исполнения налоговой обязанности. Часть 2.
Лицо, которое имеет право принять решение о применении ареста активов налогоплательщика, является руководителем налогового органа (его заместитель) по представлению соответствующего подразделения налоговой милиции.
 Виды обеспечения исполнения налоговой обязанности. Часть 1.
Гарантиями обязательного и безусловного исполнения налоговой обязанности по уплате налогов и сборов являются принудительные меры, осуществляемые налоговыми органами по обеспечению исполнения возникшей обязанности за счет денежных средств и имущества налогоплательщика.
 Источники уплаты сумм налоговой обязанности или погашения налогового долга
Закон 2181 устанавливает перечень источников уплаты налоговой обязанности или погашения налогового долга. Их можно классифицировать следующим образом...
 Порядок определения сумм налоговой обязанности. Часть 2.
Конфликт интересов, возникающий в случае, когда норма закона или другого нормативно-правового акта, выданного на основании закона, допускает неоднозначное толкование прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов...


  • Общее
     судопроизводство
  • Хозяйственное
    судопроизводство
  • Административное
    судопроизводство
  • Третейское
     судопроизводство


 РЕЗОНАНСНОЕ ДЕЛО
 • Дело о наследовании
 • Иск о признании принятия наследства
путем совместного проживания
вместе с наследодателем
 • Иск о предоставлении
дополнительного срока
для вступления в наследство
 ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ДЕЛО
 • Иск к страховой компании
 Выгодное предложение!
Иск по обжалованию штрафа ГАИ - всего 100 гривен!
 Актуально!
Признание кредитных договоров в валюте недействительными, с рассрочкой долга на необходимое время.
КOHTAКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Украина:
Россия (Москва):
Москва, Осенний бульвар, д.4, оф 12.
 Skype truejustice777

 Новая услуга
Юридическое сопровождение брачно-семейных отношений

Партнеры:
Предлагаем услуги семейного юриста!
Услуги специалиста по разрешению правовых сложностей и/или вопросов только Вашей семьи. Абонентская плата - 800 грн. в месяц.
Защита интересов страхователя при наступлении страховых случаев
Событие ДТП, оценка автотранспорта, промежуточное обжалование действий страховщика, судебное обжалование, обжалование действий/бездествия страховщика в соответствующих контролирующих органах



о компании | юридические услуги | контакты | статьи | финансовое право
 
   Юридическая фирма "Куратор"
   2009 г.Днепропетровск