на главную | карта сайта | контакты | українською
 на главную > юридические статьи > Ответственность за нарушение налогового законодательства  
 
  Признание и допуск к принудительному исполнению решений иностранных судов, на территории Украины, России, Казахстана (экзекватура, легализация)
   
  Обжалование в Европейском суде по правам человека
   
  Юридическая проверка контрагентов по России, Украине, Казахстану
   
  Услуги для физических и юридических лиц, резидентов России
   
  Защита интересов в суде
   
  Юридические услуги на территории России
   
  Наследование
   
  Досудебное урегулирование споров
   
  Исполнительное производство
   
  Услуги арбитражного управляющего
   
  Защита прав потребителей
   
  Составление и сопровождение договоров
   
  Сопровождение кредитных отношений
   
  Регистрация юридических лиц и СПД
   
  Защита интересов страхователя при наступлении страховых случаев
   
  Обжалование штрафных санкций ГАИ
   
  Межконфессиональные споры
   
  Семейный юрист
   
  Юридическое сопровождение брачно-семейных отношений
   


    • Государственные органы
    • Реквизиты судов
    • Хозяйственные суды
       Украины
 
Партнеры:

РУБРИКИ СТАТЕЙ
• Финансовая деятельность государства
• Предмет, метод и система финансового права
• Правовые основы финансового контроля в Украине
• Государственный бюджет Украины и бюджетное право
• Бюджетный процесс в Украине и его участники
• Налоговое право
• Аграрне право України
• Правовые основы государственного кредита
• Правовые основы страхования
• Правовое регулирование государственных расходов в Украине
• Правовые основы банковской деятельности в Украине
• Господарське право України
• Безпека бізнесу
• Земельне право
• Разное
• Банківське право України
• Громадські об’єднання в Україні
• Інтелектуальна власність
 
Партнеры:

 28 мая 2012
 Налоговое право

Ответственность за нарушение налогового законодательства

Аргументация любого правового явления должна базироваться на оправданных подходах к его выделению. Категория юридической ответственности в теории советского права и в правовой науке Украины трактуется как реализация именно санкции правовой нормы.

Ответственность за нарушение налогового законодательства прямо и очень тесно связана с охраной прав участников налоговых отношений.

Однако, исключительно законами Украины определяются основы гражданско-правовой ответственности, а также деяния, которые являются преступлениями, административными или дисциплинарными правонарушениями, и ответственность за них.

Нормы налоговых законов, которые устанавливают ответственность за нарушения их предписаний, направлены на обеспечение режима осуществления финансовой и налоговой дисциплины. По содержанию этих норм предметом их регулирования являются отношения не гражданско-правового, а публично-правового характера, предусмотренная ими ответственность также является публично-правовой.

В многочисленных законодательных актах, которые устанавливают ответственность предприятий, учреждений и организаций за нарушение законодательства в публичных сферах, в том числе финансового и налогового, не дается прямого указания на ее вид или характер правонарушений, а речь идет о «финансовых санкциях», «штрафах», «мерах воздействия», «мерах воздействия и санкции» и тому подобное.

Таким образом, на сегодняшний день законодательного закрепления финансовой и, тем более, налоговой ответственности, как самостоятельного вида, нет. Однако в проекте Налогового кодекса, в зависимости от характера правонарушений в сфере налогообложения ответственность за их совершение классифицируется по видам с четким разграничением относительно их установления и применения в соответствии с законодательством. Определено, что финансовая ответственность устанавливается и применяется согласно Налоговому кодексу Украины, уголовная — согласно Уголовному кодексу Украины, административная — согласно Налоговому кодексу Украины и Кодексу Украины об административных правонарушениях.

Основанием юридической ответственности является правонарушение. Налоговым правонарушением признается виновное активное действие либо юридически значимое бездействие, совершенное в нарушении налогового законодательства, в результате которого возникли вредные последствия и за которое предусмотрена наказуемость нарушителя.

Критерии классификации налоговых правонарушений зависят от:

  1. Объекта правонарушения:
    • сокрытие дохода;
    • занижение дохода;
    • отсутствие учета объекта налогообложения или ведение его с нарушением;
    • несвоевременная уплата налога;
    • непредставление документов и иной информации и другие.
  2. Направленности причиненного вреда:
    • против налоговой системы;
    • против прав и свобод налогоплательщиков.
  3. Степени общественной опасности:
    • налоговые преступления;
    • налоговые проступки.
  4. Отраслевого признака регулирующих норм:
    • уголовные;
    • административные;
    • финансовые.

В зависимости от характера отрасли и применяемых санкций можно выделить: налоговую — уголовную, налоговую — административную и налоговую — финансовую ответственность.

Налоговая — финансовая ответственность — это разновидность юридической ответственности, предусмотренная нормами финансового, налогового права и которая состоит в принудительном применении к лицу, которое совершило налоговое правонарушение, средств государственного воздействия.

В соответствии с пунктами статьи 17 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» штрафные санкции за нарушение налогового законодательства, кроме штрафных санкций за нарушения валютного законодательства, которые устанавливаются отдельным законодательством, накладываются на налогоплательщика в таких размерах:

В случае непредставления налоговой декларации в сроки, определенные законодательством, налогоплательщик выплачивает штраф в размере десяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан за каждое такое непредставление или его задержку.

Для физических лиц, которые занимают должности, которые подпадают под определение субъектов коррупционных деяний в соответствии с законодательством, за непредоставление или несвоевременное предоставление декларации о доходах таких физических лиц, полученных в течение занятия такой должности, штраф применяется в размере тридцати необлагаемых налогом минимумов доходов граждан за каждое такое непредставление или ее задержку.

Штрафные санкции не применяются в течение сроков продолжения предельных сроков предоставления налоговой декларации.

Если налогоплательщик не дает в установленные сроки налоговую декларацию и контролирующий орган самостоятельно определяет сумму налогового обязательства налогоплательщика, в том числе по данным документальных проверок, то дополнительно за каждый отчетный налоговый период, в котором возникает налоговое обязательство, к штрафу, указанном в предыдущем абзаце, налогоплательщик выплачивает штраф в размере десяти процентов суммы налогового обязательства за каждое или неполный месяц задержки налоговой декларации, но не больше пятидесяти процентов суммы начисленного налогового обязательства и не меньше десяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

В случае, когда по данным документальных проверок результаты деятельности налогоплательщика свидетельствуют о занижении суммы его налоговых обязательств, заявленных в налоговых декларациях, и контролирующий орган самостоятельно доначисляет сумму налогового обязательства налогоплательщика, такой налогоплательщик обязан оплатить штраф в размере пяти процентов от суммы недоимки за каждый из налоговых периодов, установленных для такого налога, сбора (обязательного платежа), начиная с налогового периода, на который приходится такая недоимка, и заканчивая налоговым периодом, на который приходится получение таким налогоплательщиком налогового уведомления от контролирующего органа, но не больше двадцати пяти процентов такой суммы и не меньше десяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. С целью практического применения этого подпункта периодом, на который приходится недоимка, следует считать период, на который приходится предельный срок предоставления налоговой декларации.

В случае, когда контролирующий орган выявляет арифметические или методологические ошибки в поданной налогоплательщиком налоговой декларации, которые повлекли к занижению суммы налогового обязательства, и самостоятельно доначисляет сумму налогового обязательства налогоплательщика, такой налогоплательщик обязан оплатить штраф в размере пяти процентов суммы доначисленного налогового обязательства, но не меньше одного необлагаемого налогом минимума доходов граждан.

В случае, когда контролирующий орган самостоятельно определяет сумму налогового обязательства налогоплательщика при условии, когда в соответствии с законодательством по вопросам налогообложения лицом, ответственным за начисление отдельного налога или сбора (обязательного платежа), является контролирующий орган, штрафные санкции не применяются за исключением определенных случаев.

В случае, если налогоплательщик декларирует переоцененные (завышенные) или недооцененные (заниженные) объекты налогообложения, которое приводит к занижению налогового обязательства (с конкретного налога, сбора, обязательного платежа) в больших размерах, к такому плательщику применяются штрафные санкции в размере 50 процентов от суммы недоимки, но не меньше ста необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. Занижением налогового обязательства в больших размерах считается сумма недоимки, которая устанавливается Уголовным кодексом Украины.

В случае, когда налогоплательщик не выплачивает (не погашает) согласованную сумму налогового обязательства в течение предельных сроков, определенных законодательством, такой налогоплательщик обязан оплатить штраф в таких размерах:

  • при задержке до 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты согласованной суммы налогового обязательства, — в размере десяти процентов такой суммы;
  • при задержке от 31 до 90 календарных дней включительно, следующих за последним днем предельного срока уплаты согласованной суммы налогового обязательства, — в размере двадцати процентов такой суммы;
  • при задержке, превышающей 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты согласованной суммы налогового обязательства, — в размере пятидесяти процентов такой суммы.

В случае неуплаты согласованной суммы штрафа в установленный срок такая сумма признается суммой налогового долга и к ней применяются процедуры взыскания на общих основаниях.

Отмеченные штрафные (финансовые) санкции не распространяются на суммы штрафных (финансовых) санкций и пени.

В случае, когда налогоплательщик до начала его проверки контролирующим органом самостоятельно выявляет факт занижения налогового обязательства, а также самостоятельно погашает сумму недоимки и штраф в размере десяти процентов суммы такой недоимки, штрафы, определенные выше, а также административные штрафы, которые в соответствии с законодательством накладываются на налогоплательщика (его должностных лиц) за соответствующие правонарушения, не применяются. При этом налогоплательщик обязан подать новую налоговую декларацию, которая содержит исправленные ошибки.

Эта норма не применяется, если:

    а) налогоплательщик не дает налоговую декларацию за период, в течение которого состоялась недоимка налогового обязательства;
    б) судом установлено совершение преступления должностными лицами налогоплательщика или физическим лицом — налогоплательщиком относительно преднамеренного уклонения от уплаты отмеченного налогового обязательства.

В случае, когда налогоплательщик, активы которого пребывают в налоговом залоге, отчуждал такие активы без предыдущего согласия налогового органа, если получение такого согласия является обязательным согласно требованиям Закона, налогоплательщик дополнительно выплачивает штраф в размере ста процентов суммы налогового долга, относительно которого возникло право налогового залога.

Штрафные санкции в виде двадцати необлагаемых налогом минимумов доходов граждан применяются к банкам или юридическим либо физическим лицам — субъектам предпринимательской деятельности, которые в установленный законом срок не сообщили об открытии или закрытии счетов в банках.

Другие штрафные (финансовые) санкции, которые устанавливаются нормативно-правовыми актами, контроль за выполнением требований которых возложен на органы государственной налоговой службы, применяются в части, которая не противоречит Закону Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» и в размерах, определенных такими нормативно-правовыми актами.

Ответственность за полноту и своевременность уплаты доначисленных налогов, других платежей, примененных сумм штрафных (финансовых) санкций несут налогоплательщики. При отмене принятых решений о применении штрафных (финансовых) санкций взысканные суммы штрафных и финансовых санкций подлежат возврату из тех бюджетов и государственных целевых фондов, к которым они поступили в сроки и за порядком, определенным законодательством.



Другие статьи на тему Налоговое право
 Реструктуризация налогового долга
Реструктуризация налогового долга — это отсрочка или рассрочка уплаты налогового долга, накопленного налогоплательщиком по состоянию на установленную дату, а также его частичное списание.
 Погашение налогового долга
Согласованная налоговая обязанность с учетом штрафных санкций при их наличии, а также пени, начисленной на сумму такой налоговой обязанности, неоплаченная в установленный срок, считается суммой налогового долга.
 Виды обеспечения исполнения налоговой обязанности. Часть 2.
Лицо, которое имеет право принять решение о применении ареста активов налогоплательщика, является руководителем налогового органа (его заместитель) по представлению соответствующего подразделения налоговой милиции.
 Виды обеспечения исполнения налоговой обязанности. Часть 1.
Гарантиями обязательного и безусловного исполнения налоговой обязанности по уплате налогов и сборов являются принудительные меры, осуществляемые налоговыми органами по обеспечению исполнения возникшей обязанности за счет денежных средств и имущества налогоплательщика.
 Источники уплаты сумм налоговой обязанности или погашения налогового долга
Закон 2181 устанавливает перечень источников уплаты налоговой обязанности или погашения налогового долга. Их можно классифицировать следующим образом...
 Порядок определения сумм налоговой обязанности. Часть 2.
Конфликт интересов, возникающий в случае, когда норма закона или другого нормативно-правового акта, выданного на основании закона, допускает неоднозначное толкование прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов...


  • Общее
     судопроизводство
  • Хозяйственное
    судопроизводство
  • Административное
    судопроизводство
  • Третейское
     судопроизводство


 РЕЗОНАНСНОЕ ДЕЛО
 • Дело о наследовании
 • Иск о признании принятия наследства
путем совместного проживания
вместе с наследодателем
 • Иск о предоставлении
дополнительного срока
для вступления в наследство
 ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ДЕЛО
 • Иск к страховой компании
 Выгодное предложение!
Иск по обжалованию штрафа ГАИ - всего 100 гривен!
 Актуально!
Признание кредитных договоров в валюте недействительными, с рассрочкой долга на необходимое время.
КOHTAКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Украина:
Россия (Москва):
Москва, Осенний бульвар, д.4, оф 12.
 Skype truejustice777

 Новая услуга
Юридическое сопровождение брачно-семейных отношений

Партнеры:
Предлагаем услуги семейного юриста!
Услуги специалиста по разрешению правовых сложностей и/или вопросов только Вашей семьи. Абонентская плата - 800 грн. в месяц.
Защита интересов страхователя при наступлении страховых случаев
Событие ДТП, оценка автотранспорта, промежуточное обжалование действий страховщика, судебное обжалование, обжалование действий/бездествия страховщика в соответствующих контролирующих органах



о компании | юридические услуги | контакты | статьи | финансовое право
 
   Юридическая фирма "Куратор"
   2009 г.Днепропетровск