на главную | карта сайта | контакты | українською
 на главную > юридические статьи > Правоотношения Украины с иностранными государствами и международными финансово-кредитными учреждениями в области госкредита. Часть 1.  
 
  Признание и допуск к принудительному исполнению решений иностранных судов, на территории Украины, России, Казахстана (экзекватура, легализация)
   
  Обжалование в Европейском суде по правам человека
   
  Юридическая проверка контрагентов по России, Украине, Казахстану
   
  Услуги для физических и юридических лиц, резидентов России
   
  Защита интересов в суде
   
  Юридические услуги на территории России
   
  Наследование
   
  Досудебное урегулирование споров
   
  Исполнительное производство
   
  Услуги арбитражного управляющего
   
  Защита прав потребителей
   
  Составление и сопровождение договоров
   
  Сопровождение кредитных отношений
   
  Регистрация юридических лиц и СПД
   
  Защита интересов страхователя при наступлении страховых случаев
   
  Обжалование штрафных санкций ГАИ
   
  Межконфессиональные споры
   
  Семейный юрист
   
  Юридическое сопровождение брачно-семейных отношений
   


    • Государственные органы
    • Реквизиты судов
    • Хозяйственные суды
       Украины
 
Партнеры:

РУБРИКИ СТАТЕЙ
• Финансовая деятельность государства
• Предмет, метод и система финансового права
• Правовые основы финансового контроля в Украине
• Государственный бюджет Украины и бюджетное право
• Бюджетный процесс в Украине и его участники
• Налоговое право
• Аграрне право України
• Правовые основы государственного кредита
• Правовые основы страхования
• Правовое регулирование государственных расходов в Украине
• Правовые основы банковской деятельности в Украине
• Господарське право України
• Безпека бізнесу
• Земельне право
• Разное
• Банківське право України
• Громадські об’єднання в Україні
• Інтелектуальна власність
 
Партнеры:

 10 сентября 2012
 Правовые основы государственного кредита

Правоотношения Украины с иностранными государствами и международными финансово-кредитными учреждениями в области госкредита. Часть 1.

Часть 1

Институциональная система международных и валютно-финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Эти организации объединяет общая цель — развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. К организациям, имеющим всемирное значение, относятся прежде всего, специализированные институты ООН — Международный валютный фонд (МВФ); Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (MAP), Международная финансовая корпорация (МФК) — Мировой банк и другие.

К услугам международных кредитных организаций все активнее прибегают правительства как развивающихся, так и развитых стран. Не является исключением из данного правила и молодое Украинское государство, осуществляющее на протяжении ряда лет политику, направленную на привлечение иностранного капитала в экономику страны. Отношения Украины с международными финансовыми организациями юридически опосредованны Законом Украины «Про вступ України до Міжнародного валютного фонду, Міжнародного банку реконструкції та розвитку, Міжнародної фінансової корпорації, Мажнародної асоціації розвитку та багатостороннього агентства по гарантіях інвестицій» и соглашениями между Украиной и указанными организациями.

Одной из основных международных финансовых организаций, имеющих существенное воздействие на формирование и становление финансово-экономической системы Украины является Всемирный банк, который включает четыре связанных между собой международных финансовых института: Международный банк реконструкции и развития, Международную ассоциацию развития, Международную финансовую корпорацию и Агентство по гарантиям многосторонних инвестиций. В настоящее время Всемирный банк объединяет 181 государство. Членство в нем открыто для государств-членов МВФ на условиях, определенных Всемирным банком.

Стратегия Всемирного банка в отношении оказания помощи странам с высокой задолженностью и средними доходами основывается на предпосылке, что возобновление экономического роста явится существенным условием для восстановления их кредитоспособности. Основные направления стратегии Всемирного банка можно сформулировать следующим образом:

  • анализ политики и диалог с правительствами стран-членов для определения необходимых структурных изменений и достижения согласия на необходимые реформы;
  • финансовую поддержку структурных реформ, часто в форме быстро окупающихся операций;
  • устойчивое финансирование инвестиций, направленных на проекты по восстановлению и реконструкции предприятий и программы капиталовложений, а также на программы расширения производственных мощностей;
  • помощь в мобилизации финансовой поддержки от коммерческих и государственных кредиторов.

Трудности, с которыми сталкиваются страны-должники, требуют проведения долгосрочной взвешенной политики и непрерывной внешней помощи в качестве основы для среднесрочного урегулирования. Поддержка оказывается Банком с учетом обстановки, существующей в стране и стоящих перед ней проблем. Темпы кредитования и его структура зависят от разных факторов, таких как усилия дебитора, связанные с реформой, возможности предполагаемого финансирования и собственных соображений Банка в отношении целесообразных уровней риска. Обычно программы кредитования предусматривают ряд операций, каждая из которых касается конкретных требований, связанных с перестройкой и капиталовложениями. Банк и его филиал — Международная финансовая корпорация, как правило, поддерживают пересмотр задолженности стран, обуславливая эти действия осуществлением реформ в политике, направленных на приватизацию государственных предприятий. Аналогичную позицию занимает в данных случаях и Агентство гарантирования многосторонних инвестиций.

Сегодня в Украине ведется работа со Всемирным банком для получения средств на производство структурных реформ в рамках совместных системных и инвестиционных проектов. 15 сентября 1998 года Совет директоров Мирового банка утвердил решение о предоставлении Украине 900 миллионов долларов (займ на структурную перестройку финансового сектора, 2-й займ на развитие предприятий, вторые транши займов на реструктуризацию отрасли сельского хозяйства и на реструктуризацию угольной промышленности). Необходимо заметить, что в качестве основного условия Всемирного банка предоставления Украине заемных средств, выступает неуклонное соблюдение Украиной всех условий кредитования, определенных Международным валютным фондом.

С Европейским банком Реконструкции и развития продолжается сотрудничество Украины по таким важным направлениям как энергетика и телекоммуникации.

Однако, безусловно центральное место в системе международных финансовых организаций занимает Международный валютный фонд (International Monetary Fund, IMF) — международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем представления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.

Украина сотрудничает с МВФ с 1994 года. За это время указанная международная финансовая организация выделила нашей стране более 2,3 млрд. долларов США. Мы занимаем четвертое место в мире по объему поступающей от МВФ помощи.

МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944 г.) в городе Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гемпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения (Article of Agreement) о МВФ, которое выполняет роль его Устава и вступило в силу 27 декабря 1945 года; практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 года. В настоящее время членами МВФ являются более 180 стран. Государства — участники МВФ должны строго придерживаться правил и условий, определенных Соглашением о Международном валютном фонде. Так раздел 1 ст. 4 Соглашения о Международном валютном фонде устанавливает, что важнейшая цель международной финансово-валютной системы заключается в том, чтобы служить «структурной основой, способствующей обмену товарами и услугами, движению капитала между странами и поддерживающей устойчивый экономический рост», а также, что одной из основных задач является совершенствование упорядоченных базисных условий, необходимых для финансовой и экономической стабильности, «каждое государство-член обязуется сотрудничать с Фондом и другими государствами-членами в обеспечении упорядоченности валютных режимов и в содействии стабильности системы обменных курсов».

МВФ устроен по образцу акционерного предприятия и его капитал складывается из взносов государств-членов, производимых по подписке. Ввиду вышеуказанного, возможность каждого участника оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования, определяется долей в капитале. В соответствии с принципом «взвешенного» количества голосов, каждое государство имеет 250 «базисных» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР (международной валютной единицы) его квоты. Квота — важное звено во взаимоотношениях стран — членов МВФ. Она определяет: 1) сумму подписки страны на капитал МВФ; 2) возможности использования ресурсов Фонда; 3) количество голосов, которыми страна располагает в Фонде. В результате повышения квот и увеличения числа стран-членов капитал Фонда увеличился с 7.7 млрд. СДР в 1947 г. до 146 млрд. СДР (свыше 200 млрд. долларов США) в 1994 году.

На 1996 год лидирующее место в первой десятке стран с наиболее крупными квотами занимали США — 18,3%, Япония и Германия — 5,7%, Франция и Великобритания — 5,1%, Саудовская Аравия 3,5%, Италия — 3,2%, Канада и Российская Федерация — 3,0%, Китай — 2,3%.

В дополнение к собственному капиталу Фонд имеет возможность привлекать заемные средства. В соответствии с этим в январе. 1962 года «группа десяти» (Бельгия, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, США, ФРГ, Франция, Швеция, Япония), а также присоединившаяся к ним в 1964 году Швейцария заключили Генеральное соглашение о займах (General Arrangements to Borrow — GAB), вступившее в силу с 24 октября того же года. В настоящее время оно предусматривает предоставление кредитов Фонду (на постоянно возобновляемой основе) до 17 млрд. СДР (23.3 млрд. долларов США).

В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельности используются два понятия: 1) сделка (transaction) — предоставление валютных средств странам из его ресурсов; 2) операция (operation) — оказание посреднических и финансовых услуг за счет заемных средств. Необходимо заметить, что МВФ осуществляет кредитные операции только с официальным я органами-казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов.

Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными условиями, а именно, соотношением суммы получаемой валюты с квотой данной страны в Фонде. Кроме того, МВФ взимает со стран-заемщиц разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и определенную плату или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках.

Главным назначением кредитов «стенд-бай» является кредитование макроэкономических программ стран-членов МВФ. Валюта, предоставляемая Фондом в виде резервного кредита, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения. Ход выполнения этого соглашения страной — получателем кредита контролируется с помощью специальных целевых критериев. Пока не зафиксировано достижение критериев, предусмотренных в соглашении с Фондом, страна не может получить следующую порцию валюты. Таким образом, механизм резервного кредита позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны-заемщицы.

Предоставление Фондом кредитов странам-членам связано с выполнением ими определенных политико-экономических условий. Подобный порядок получил наименование «обусловленности» (conditionality). МВФ обосновывает эту практику необходимостью быть уверенным в том, что страны-заемщики будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов МВФ. Поэтому Фонд требует, чтобы страна, покрывая за счет его кредитов дефицит платежного баланса, заботилась о его ликвидации или сокращении. С расширением кредитных операций с 80-х годов Фонд взял курс на ужесточение обусловленности.

В качестве примера может служить выделение МВФ в ноябре 1981 года крупного кредита в размере 5,8 миллиардов долларов США — Индии, на кабальных условиях. В соответствии с заключенным соглашением правительством Индии принимались на себя обязательства по выполнению рекомендаций МВФ в отношении проведения экономической, финансовой, бюджетной, налоговой политики. Кроме того, правительство Индии обязывалось принимать меры, направленные на смягчение законодательных ограничений в целях содействия иностранным капиталовложениям в частный сектор страны, а также создавать «привлекательный климат» для деятельности в Индии транснациональных корпораций, что в последствии обеспечило технологическую зависимость Индии от промышленно развитых государств. Также правительство Индии обязывалось проводить «реалистическую политику» в области валютных курсов, по установлению «потолка» кредитов, которые правительство может получать у местных банков. Правительству Индии запрещалось заключать торгово-платежные соглашения с рядом государств, в том числе и с СССР.

Принцип обусловленности кредитов МВФ находит свое выражение в согласованности со страной — заемщицей определенной программы экономической политики, реализация которой и кредитуется Фондом и иными международными финансовыми организациями.

При выработке своих рекомендаций МВФ традиционно руководствуется монетаристской концепцией при анализе платежного баланса. Такой подход устанавливает взаимозависимость между величиной денежной массы в стране, различными финансовыми агрегатами, объемом совокупного спроса, с одной стороны, и состоянием платежного баланса — с другой.

Стабилизационные программы разрабатывает либо МВФ, либо правительство страны-заемщика с учетом его рекомендаций и с участием миссии Фонда, которая изучает на месте обширную экономическую информацию. Стабилизационные программы Фонда, основанные, как правило, на монетаристской концепции, на использовании преимущественно рыночного регулирования экономики, носят дефляционный (искусственное изъятие из обращения избыточной денежной массы) характер. Обычно они включают: сокращение государственных расходов, в том числе на образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение и другие социальные нужды; увеличение налогов на личные доходы; отмену или уменьшение государственных субсидий на продовольствие и товары широкого потребления, что ведет к повышению цен на эти товары; сдерживание роста или «замораживание» заработной платы; повышение учетных ставок, ограничение объема кредита (кредитная рестрикция), в том числе потребительскую либерализацию внешнеэкономических связей; девальвацию национальной валюты, введение единого валютного курса, урегулирование внешней задолженности и т.п. Инфляционные процессы ведут к повышению цен, что, в свою очередь, снижает конкурентоспособность национальных товаров, затрудняя их экспорт, поощряет импорт иностранных товаров и способствует бегству капиталов за границу.



Другие статьи на тему Правовые основы государственного кредита
 Правоотношения Украины с иностранными государствами и международными финансово-кредитными учреждениями в области госкредита. Часть 2.
Однако дефляционные меры далеко не всегда достигают желаемой цели, особенно если нарушение равновесия платежного баланса носит устойчивый структурный характер и происходит спад производства.
 Государственный кредит в Украине
Выпуск государственных ценных бумаг берет свое начало в Украине с 1994 года, когда был подписан Указ Президента Украины о выпуске государственных облигаций. 23 августа 1994 года было выдано постановление Кабинета Министров Украины «О выпуске облигаций внутреннего государственного долга».
 Виды государственного кредита
В зависимости от статуса заемщика различают централизованный и децентрализованный кредит. В первом случае государственные ценные бумаги выпускаются правительством (Министерством финансов), в другом — местными органами власти.
 Понятие и функции государственного кредита
Наряду с методами обязательной мобилизации денежных средств в доход государства все более широкое применение в рыночных условиях хозяйствования находит способ добровольной мобилизации денежных средств, когда государство и иные субъекты занимают партнерские позиции в финансовых отношениях.


  • Общее
     судопроизводство
  • Хозяйственное
    судопроизводство
  • Административное
    судопроизводство
  • Третейское
     судопроизводство


 РЕЗОНАНСНОЕ ДЕЛО
 • Дело о наследовании
 • Иск о признании принятия наследства
путем совместного проживания
вместе с наследодателем
 • Иск о предоставлении
дополнительного срока
для вступления в наследство
 ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ДЕЛО
 • Иск к страховой компании
 Выгодное предложение!
Иск по обжалованию штрафа ГАИ - всего 100 гривен!
 Актуально!
Признание кредитных договоров в валюте недействительными, с рассрочкой долга на необходимое время.
КOHTAКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Украина:
Россия (Москва):
Москва, Осенний бульвар, д.4, оф 12.
 Skype truejustice777

 Новая услуга
Юридическое сопровождение брачно-семейных отношений

Партнеры:
Предлагаем услуги семейного юриста!
Услуги специалиста по разрешению правовых сложностей и/или вопросов только Вашей семьи. Абонентская плата - 800 грн. в месяц.
Защита интересов страхователя при наступлении страховых случаев
Событие ДТП, оценка автотранспорта, промежуточное обжалование действий страховщика, судебное обжалование, обжалование действий/бездествия страховщика в соответствующих контролирующих органах



о компании | юридические услуги | контакты | статьи | финансовое право
 
   Юридическая фирма "Куратор"
   2009 г.Днепропетровск